header-bg header-bg

Без категории

13.07.2018

Дорога к себе

Самый распространенный запрос на терапию от родителей «особят» — это, по-сути, про усталость или про выгорание. Он может звучать совершенно по-разному: от «нет сил» до «я превращаюсь в монстра, который хочет убить всех вокруг» и даже до «у меня крыша едет». При более пристальном рассмотрении выясняется, что на самом деле «крыша» ни у кого не едет, а тот, кто боится своей злости на других вполне адекватен и просто долго не высыпался и не отдыхал. Долго — это сколько? Обычно, несколько лет.И вот это как раз печально, что, мы, родители таких непростых деток, про себя вспоминаем, когда уже совсем никак. Когда потухла батарейка внутри, когда не то что прошел энтузиазм, а пропадает чувствительность к обычным витальным потребностям: аппетит, сон, чувствительность к банальному дискомфорту, когда «на вкус» всё — серое и пресное.

И тогда и правда, мир может казаться большим и огромным насильником, который кричит в ухо ежеминутно: «Надо! Надо! Надо!» На самом деле эмоциональное и физическое насилие производим мы сами над собой, и самое печальное, что мы это делаем из самых лучших побуждений:— чтобы всем было хорошо;— чтобы ребенок быстрее выздоровел / научился чему-то/пошел / заговорил и т.д.;— чтобы близкие не чувствовали себя обделенными любовью / заботой /вниманием и т.д.;— чтобы мы «успели» до какого-то виртуального рубежа, после которого, если не успеем реабилитировать ребенка даже страшно думать, что всех ждет… И так далее… Перфекционизм превращается в издевательство и насилие над самим собой. И, как следствие отношения к себе, мы, сами того не замечая, можем стать требовательно-жестокими с близкими людьми и даже с детьми.

Предвидя возгласы тех, кто уже потирает руки, чтобы осудить таких родителей, скажу, что причина всей этой гонки, чаще всего, это страх заглянуть внутрь себя и встретиться с тем экзистенциальным ужасом, который поселился в душе с момента постановки диагноза маленькому человечку.А этот ужас и правда ужасный: от пугает непрожитой жизнью, невозможностью быть «как все», страшит неизвестностью будущего, которое предстоит прожить ребенку в его далекой взрослой жизни. Выход из этого состояния как раз лежит в пути обратно к самому себе: в восстановлении способности заботиться о себе, слышать себя, понимать себя, жалеть себя. Это как раз именно та ситуация, о которой говорится в пословице: «У меня есть я».

Только научившись быть чуткими к себе, можно найти силы быть чуткими к детям и к близким даже в изматывающей ситуации. Только научившись по-взрослому (без истерик и топанья ножками) заботиться о своих потребностях, особенно, базовых, мы можем найти в себе силы дать заботу другим.Только научившись заботиться о своем сне, питании и здоровье, мы можем привить своим детям навык заботиться о себе и быть себе лучшим другом. Только научившись находить ежедневно мелкие поводы для смеха и удовольствия, мы можем делать других счастливее — через свое состояние и свое сердце.Отдать что-то другим можно, только когда у тебя это есть. если ты сам в дефиците, то делиться получается, чаще всего не радостью, а болью. 

Иногда на всё это, вроде бы такое простое, не хватает внутренних сил. И тогда лучше идти к тому, кто обучен с этим работать — идти на психотерапию, учиться постепенно:— осознавать — на пользу или во вред тот или иной выбор для меня;— как и чем в каждую минуту я могу себя поддержать;— какие эмоции и переживания для меня токсичны и разъедают меня, как ржавчина, и как от них избавляться;— то же и в отношении людей;— какие цели мои, а какие ложно усвоенные мною, потому что последние разрушают как самого человека, так и его жизнь;— что из имеющегося у меня — мой ресурс;— как я могу опираться на этот ресурс и увеличивать его количество в моей жизни;— и самое важное — каковы мои истинные потребности и желания.Вот это и есть дорога к себе, к своему сердцу, туда, где много сил энергии, чтобы любить других.

Добавить комментарий